Роман
BIKEMAN
- Сообщения
- 40
- Реакции
- 11
- Лучшие ответы
- 0
Решил поделиться своими знаниями по выбору кассеты. Замечания приветствуются. Итак.
Переключение передач ставит своей целью постепенное увеличение/уменьшение усилия при педалировании. Ключевое слово постепенно. Поэтому идеальный шаг кассеты - +-1 зуб на каждый шаг. И если взглянуть на шоссейные кассеты, там нормальная картина – при 10ск кассете расчет 11-12-13-14-15-16-17-18-19-21. Чем больше количество зубов на шаг, тем больше т.н. “провал”. Представим картину. Набрал скорость, например, пусть это будет 6 скорость и 14 зубов кассеты. Переключаешься на следующую, седьмую скорость, а это, к примеру, 12я звезда. Усилие резко вырастает пробивая потолок, крутить тяжело, каденс падает, скорость падает вместо того чтобы расти. Понимая, что все пошло не так, скидываешь обратно на шестую скорость, но вот сюррприз, пока велик замедлялся, шестой уже стало много, и ты скидываешь еще раз, на пятую, чтобы снова начать разгон. Описанная ситуация с неудачным расчетом преодолима, однако для перехода без таких симптомов приходится избыточно раскручивать педали, чтобы увеличить скорость, при которой происходит переход. Аналогично при движении вверх на горку, теряя скорость, скинуть на одну скорость вниз и увеличить звезду сзади на единицу или на три – большая разница.
Однако также есть и другой аспект – возможность подъема. И для подъема на крутой склон тебе будет нужно одно из двух – либо лосиная сила для сохранения скорости, либо звезда сзади побольше. И тут можно вспомнить тренд в МТБ тематике с одной звездой спереди и со здоровенной сковородой а-ля 42 или 52 зуба в качестве самой большой звезды сзади.
Есть также третий аспект – максимальная скорость. Чем меньше самая маленькая звезда сзади, тем больше скорость можно развить при той же звезде спереди, при том же каденсе.
И вот мы подходим к сути. Подбор кассеты под свои нужды, это балансировка трех взаимоисключающих вещей, описанных выше. Почему взаимоисключающих? Доступное количество скоростей твоего велика. Идеальная кассета, при одной звезде спереди, будет выглядеть примерно так: 9 зубов самая маленькая звезда, например 36 зубов самая большая, и шаг увеличения +1 зуб на скорость. Несложно посчитать, что для этого нужна 28-скоростная передача. Такой монстр не снился даже 13-скоростной трансмиссии Campagnolo Ekar, не говоря уже о конструктивных проблемах вписывания такого монстра в раму.
При подборе нужно четко понимать, для чего и на каком рельефе будет использоваться велосипед. И имея эту мысль в голове можно начинать торг между тремя аспектами.
Идеальным помощником в этом выступает
http://www.gear-calculator.com/
Краткий туториал, и переходим к сути. Серебристые звезды – передние, черные – задние. Можно перетаскивать вручную, или выбрать и те и другие из списка имеющихся. Список “Chainrings” – передние звезды, “Cogs” – задние, “Tire size” – размер покрышек, выбирается из предустановленных либо вводится вручную в поле “Circumf”. “Cadence” – собственно каденс.
Например, имеем 9ск трансмиссию, и спереди распространенный тройник 28-38-48. В списке я такого не нашел, выставил вручную. Положим, что горки есть но нечасто и некрутые. Будет достаточно 28й самой большой звезды. Берем кассету 11-28 и начинаем смотреть.
Верхний теоретический предел скорости высок, 52 кмч, для покрышки 27.5” 57-584. При катании в диапазоне 20-30 кмч на наиболее используемой 38й звезде спереди у нас провал в два зуба между 16 и 18 звездами, и что хуже, провал в три зуба далее, между 18 и 21 звездами. Однако, на высокой скорости кассета дает искомое увеличение на один зуб за шаг, в течение 4 скоростей, что будет очень полезно при движении на 30+ кмч. Попробуем подкорректировать наш выбор. Возьмем, к примеру, из списка кассету 13-28
Максимальная скорость падает до 44 кмч, раньше заканчивается идеальный шаг в +1 зуб, теперь он имеется на 3 скоростях вместо 4х, однако налицо равномерность кассеты – в течение 5 скоростей увеличение происходит на 2 зуба за раз, что даст плавное и предсказуемое переключение на фитнессовом уровне 18-28 кмч.
Усложним. Теперь у нас холмистая местность, затяжные подъемы. Самая большая звезда сзади потребуется 32 а лучше 36. Выберем кассету 12-36.
Что мы видим? Ради большой звезды мы пожертвовали плавностью переключения, и провалы стали слишком большими. Это оправдано в случае, если велосипед много ездит вниз, т.е. максимальная скорость не так зависит от собственных сил, и плавный набор скорости неважен, а также для крутых горок и тяжелых велосипедов, для которых переход на -4 зуба будет менее ощутимым чем выигрыш от большего запаса на подъем.
Важное замечание. При выборе кассеты, зачастую, вступает в действие невидимое изначально ограничение – заводской расчет звезд. Выбранная кассета может быть как снятой с производства, так и принадлежать к топовым группам оборудования, а иногда происходит и то и другое. И тогда покупка такой запчасти станет дорогостоящим квестом.
Еще одно замечание. Сравним кассеты 12-36 9скоростной и 11-36 11скоростной трансмиссии.
Как видим, при прочих равных, у нас позже начинаются провалы в +3 зуба, а также появляются три верхние скорости с плавным переключением. Для кассеты с максимальной звездой 28, все еще наглядней,
количество передач +1 возрастает до шести, далее кроме последней передачи передачи идут строго по +2. Сказанное иллюстрирует, для чего нужно, казалось бы, такое большое количество скоростей в трансмиссиях. Однако, стоимость таких решений печалит.
Переключение передач ставит своей целью постепенное увеличение/уменьшение усилия при педалировании. Ключевое слово постепенно. Поэтому идеальный шаг кассеты - +-1 зуб на каждый шаг. И если взглянуть на шоссейные кассеты, там нормальная картина – при 10ск кассете расчет 11-12-13-14-15-16-17-18-19-21. Чем больше количество зубов на шаг, тем больше т.н. “провал”. Представим картину. Набрал скорость, например, пусть это будет 6 скорость и 14 зубов кассеты. Переключаешься на следующую, седьмую скорость, а это, к примеру, 12я звезда. Усилие резко вырастает пробивая потолок, крутить тяжело, каденс падает, скорость падает вместо того чтобы расти. Понимая, что все пошло не так, скидываешь обратно на шестую скорость, но вот сюррприз, пока велик замедлялся, шестой уже стало много, и ты скидываешь еще раз, на пятую, чтобы снова начать разгон. Описанная ситуация с неудачным расчетом преодолима, однако для перехода без таких симптомов приходится избыточно раскручивать педали, чтобы увеличить скорость, при которой происходит переход. Аналогично при движении вверх на горку, теряя скорость, скинуть на одну скорость вниз и увеличить звезду сзади на единицу или на три – большая разница.
Однако также есть и другой аспект – возможность подъема. И для подъема на крутой склон тебе будет нужно одно из двух – либо лосиная сила для сохранения скорости, либо звезда сзади побольше. И тут можно вспомнить тренд в МТБ тематике с одной звездой спереди и со здоровенной сковородой а-ля 42 или 52 зуба в качестве самой большой звезды сзади.
Есть также третий аспект – максимальная скорость. Чем меньше самая маленькая звезда сзади, тем больше скорость можно развить при той же звезде спереди, при том же каденсе.
И вот мы подходим к сути. Подбор кассеты под свои нужды, это балансировка трех взаимоисключающих вещей, описанных выше. Почему взаимоисключающих? Доступное количество скоростей твоего велика. Идеальная кассета, при одной звезде спереди, будет выглядеть примерно так: 9 зубов самая маленькая звезда, например 36 зубов самая большая, и шаг увеличения +1 зуб на скорость. Несложно посчитать, что для этого нужна 28-скоростная передача. Такой монстр не снился даже 13-скоростной трансмиссии Campagnolo Ekar, не говоря уже о конструктивных проблемах вписывания такого монстра в раму.
При подборе нужно четко понимать, для чего и на каком рельефе будет использоваться велосипед. И имея эту мысль в голове можно начинать торг между тремя аспектами.
Идеальным помощником в этом выступает
http://www.gear-calculator.com/
Краткий туториал, и переходим к сути. Серебристые звезды – передние, черные – задние. Можно перетаскивать вручную, или выбрать и те и другие из списка имеющихся. Список “Chainrings” – передние звезды, “Cogs” – задние, “Tire size” – размер покрышек, выбирается из предустановленных либо вводится вручную в поле “Circumf”. “Cadence” – собственно каденс.
Например, имеем 9ск трансмиссию, и спереди распространенный тройник 28-38-48. В списке я такого не нашел, выставил вручную. Положим, что горки есть но нечасто и некрутые. Будет достаточно 28й самой большой звезды. Берем кассету 11-28 и начинаем смотреть.
Верхний теоретический предел скорости высок, 52 кмч, для покрышки 27.5” 57-584. При катании в диапазоне 20-30 кмч на наиболее используемой 38й звезде спереди у нас провал в два зуба между 16 и 18 звездами, и что хуже, провал в три зуба далее, между 18 и 21 звездами. Однако, на высокой скорости кассета дает искомое увеличение на один зуб за шаг, в течение 4 скоростей, что будет очень полезно при движении на 30+ кмч. Попробуем подкорректировать наш выбор. Возьмем, к примеру, из списка кассету 13-28
Максимальная скорость падает до 44 кмч, раньше заканчивается идеальный шаг в +1 зуб, теперь он имеется на 3 скоростях вместо 4х, однако налицо равномерность кассеты – в течение 5 скоростей увеличение происходит на 2 зуба за раз, что даст плавное и предсказуемое переключение на фитнессовом уровне 18-28 кмч.
Усложним. Теперь у нас холмистая местность, затяжные подъемы. Самая большая звезда сзади потребуется 32 а лучше 36. Выберем кассету 12-36.
Что мы видим? Ради большой звезды мы пожертвовали плавностью переключения, и провалы стали слишком большими. Это оправдано в случае, если велосипед много ездит вниз, т.е. максимальная скорость не так зависит от собственных сил, и плавный набор скорости неважен, а также для крутых горок и тяжелых велосипедов, для которых переход на -4 зуба будет менее ощутимым чем выигрыш от большего запаса на подъем.
Важное замечание. При выборе кассеты, зачастую, вступает в действие невидимое изначально ограничение – заводской расчет звезд. Выбранная кассета может быть как снятой с производства, так и принадлежать к топовым группам оборудования, а иногда происходит и то и другое. И тогда покупка такой запчасти станет дорогостоящим квестом.
Еще одно замечание. Сравним кассеты 12-36 9скоростной и 11-36 11скоростной трансмиссии.
Как видим, при прочих равных, у нас позже начинаются провалы в +3 зуба, а также появляются три верхние скорости с плавным переключением. Для кассеты с максимальной звездой 28, все еще наглядней,
Вложения
- 66.9 KB Просмотры: 269
- 43.9 KB Просмотры: 246
- 44.2 KB Просмотры: 264
- 43 KB Просмотры: 238
- 47 KB Просмотры: 261
- 43 KB Просмотры: 252
- 46.3 KB Просмотры: 261